Вологда, ул. Ленинградская, 40Б, оф.4

+7 921 237-10-91

info@artcitypro.ru

Проектирование храмов и церквей

Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Эти вопросы человек продолжает задавать из века в век. И что лучше веры и молитвы поможет ответить на них? Сейчас в нашем безумном мире становится особенно важным интерес к духовному, к православной вере и церковным традициям. Люди хотят вернуться к своим истокам, и поэтому все чаще строятся, реставрируются храмы. Проектирование различных церквей, соборов должно осуществляться бережно, с пониманием особенностей обрядовой архитектуры и соборности.

chram_sokol_3

Какие сегодня используются православные здания?

Чаще всего сегодня строят и осуществляют проектирование православных храмов и часовен.

    1. Храмы (соборы и церкви)
      Храм – общее название для всех культовых строений. Чаще всего под ним понимают собор или церковь. Церковь – обрядовое здание, предназначенное для проведения служб, молитв, религиозных обрядов (например, венчания). Большие церкви или главная церковь города могут получить звание собора. Это свидетельствует об особой ценности здания в архитектурном, религиозном смыслах.
    2. Часовни
      Часовня – небольшое здание, которое предназначено для совершения краткого богослужения, моления. В таких сооружениях раньше читались предусмотренные для каждого часа молитвы, называвшиеся «часы», отсюда и название строения.

Проектирование церквей и соборов: принципы

Проектирование храмов следует таким принципам:

      1. Традиционность. Это понятие подразумевает каноничность конструкции храмов. В любом храме есть алтарь, он обязательно должен смотреть на восток. В нем имеется престол – специальный стол, предназначенный для сакрального ритуала евхаристии (причащения). Любой храм имеет особой формы купол. И так далее. Эти черты обусловлены опять же традициями и образцами, оставленными архитекторами издавна.
      2. Символичность. Упомянутые каноны храмовой архитектуры продиктованы не только консервативностью. Церковное здание – образ Царства Божьего на земле, видимое, зримое воплощение религиозных догм в камне, иконе, фреске, мозаике, пении хора, которое должна разнести по всему собору акустика, созданная сферическим куполом. Каждый элемент постройки что-то собою символизирует для верующего, и нельзя менять структуру по своему желанию.
      3. Функциональность. Хотя молятся в церкви души, а не тела, все же нужно позаботиться, чтобы верующие чувствовали себя спокойно, удобно и не отвлекались на физические нужды:
        • здание должно быть долговечным, прочным, безопасным;
        • из-за размера помещения, количества людей надо особо озаботиться проблемами отопления и проветривания;
        • церковь должна быть доступна верующим, стоять в удобном месте.

         Также при проектировании церквей надо знать, что любой храм должен располагать помещениями, способствующими богослужению (например, ризницей — местом, где хранятся священнические одеяния и церковная утварь).

      4. Красота. Чтобы проектирование церквей способствовало созданию красоты, способной отвлечь от обыденности, надо следовать таким общим заветам:
        • внутреннее убранство должно главенствовать над внешним: самое важное – это содержимое, суть, душа;
        • гармоничность достигается построением здания по двум осям: восток-запад и земля-небо;
        • в интерьере собора, церкви главным должно быть пространство под куполом – это символ Неба, места обитания Бога.

«АртСити» обещает подойти к проектированию храмов аккуратно, с уважением и знанием православных традиций. И мы сделаем все, чтобы о нашей постройке можно было сказать словами Осипа Мандельштама:


И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот…